Зависимости

Психоаналитический взгляд на проблему зависимостей.

Довольно часто  пациенты, страдающие зависимостью от алкоголя, или их родственники задают вопрос: «Скажите,  почему в Европе люди могут употреблять алкоголь в небольших количествах каждый день долгое время и не становятся зависимыми от него, а у нас в аналогичной ситуации вероятность формирования зависимости довольно высока?»  На самом деле это не совсем так. И в высококультурной Европе тоже есть и алкоголики, и наркоманы, причем в достаточном количестве. Но, действительно, проблема зависимостей там стоит менее остро, чем в нашей стране. Сказать, что все дело в уровне культуры населения, будет правильно, но не достаточно. Здесь важно отметить, что в первую очередь в европейских странах выше уровень психологической образованности.

Почему это так важно? Да потому, что вот уже несколько поколений людей в Европе воспитывали своих детей, имея более-менее четкое представление о том, как делать это правильно. Причем особенно важно стараться совершать поменьше ошибок в ранний период детского развития: от рождения до 5-7 лет. Ведь именно в этом промежутке закладываются основы личностного устройства человека, общая линия его поведения в жизни, а также способы справляться с теми или иными проблемами, в том числе и с проблемой зависимости.

Итак, остановимся подробнее на причинах формирования зависимости или аддиктивной болезни, как принято называть ее в последние годы. В основе аддикции лежит нарушение формирования у ребенка четких механизмов защиты от эмоционального дискомфорта, который ему в той или иной степени приходилось преодолевать. До полугода ребенок находится с матерью в полном слиянии, и в этот период очень важно максимально удовлетворять его потребности, стараясь как можно меньше вызывать чувство дискомфорта.

Затем, по мере развития своей активности, ребенок начинает постепенно отделяться. Период отделения длится в среднем от полугода до трех лет. Сначала он открывает тот факт, что мать, оказывается, существует отдельно от него, и она может на какое-то время уйти, покинуть. Тогда ребенок испытывает сильное чувство тревоги. Но вот мать снова рядом, и все встает на свои места. Очень важно, чтобы в это время у ребенка появилась любимая игрушка: мишка, зайка и т.д. Тогда, пока мать не в поле зрения, он переключает свое внимание на эту игрушку, "как будто это и есть мать". Так ребенок учится преодолевать свой эмоциональный дискомфорт в ее отсутствие, и мать сама должна приучать его к этому способу справляться с тревогой. Теперь ей уже не стоит бросаться к ребенку абсолютно по любому поводу, но важно быть неподалеку и наблюдать, чтобы в нужный момент появиться. А ребенку необходимо раз за разом учиться преодолевать свое огорчение самостоятельно. Если же мать, в силу своих собственных комплексов, продолжает слишком навязчиво реагировать на его малейшие сигналы и немедленно исправлять ситуацию, то она не дает ребенку возможности полноценно развиваться, "закалять" свою эмоциональную сферу. Конечно, здесь очень важно "не перегнуть палку", а стараться постепенно увеличивать его способность быть наедине с самим собой.

Итак, если человек с детства привык с кислой физиономией "сигналить", чтобы мать поторопилась и привела его мир в порядок, а она так и поступает, то ребенок "застрянет", "уцепится" за нее и будет неспособен к самостоятельности, то есть в случае огорчения он не сможет сам о себе позаботиться.

Становясь старше, такие люди уже даже при сравнительно небольших неприятностях (поссорился с девушкой, получил выговор от начальства и т.д.) чувствуют что-то вроде "я не могу этого вынести" и погружаются в депрессию. На эмоциональном уровне они как бы ждут, что мать придет и решит их проблему, в то время как люди с более здоровой психикой способны переработать свой эмоциональный дискомфорт и идти дальше.

Что же остается делать проблемным личностям? Как можно скорее снять свое напряжение любым первым попавшимся способом, обычно это алкоголь, наркотики, погружение в мир азартных игр, или просто уход в виртуальную реальность, лишь бы только не чувствовать, как "кошки на душе скребут".

Таким образом, получается, что по разным данным 70% и более людей в нашей стране прибегают к алкоголю и наркотикам не для того, чтобы просто расслабиться и получить удовольствие, а чтобы уйти от своей внутренней и внешней реальности, вынести которую они не в состоянии. Вот почему в Европе аддикции менее распространены, ведь там чаще употребляют алкоголь для получения вкусовых ощущений, чтобы стимулировать свой аппетит, пищеварение. Признаками выпивки этого рода является потягивание вина или другого напитка губами, вместо того, чтобы пить сразу, наслаждение его вкусом и ароматом не меньше, чем действием алкоголя.

Как показывают исследования, в США итальянские, еврейские и греческие семьи знакомят своих детей с вином довольно рано, во время важных семейных событий, и обычно в этих группах населения алкоголизм оказывается значительно ниже среднего. Их способ употребления спиртного сходен с описанным выше. В Югославии встречается другая практика: например, путешествующий по этой стране может обратить внимание, что завтрак у множества людей, занимающихся физическим трудом, начинается с употребления сливовицы, но они также не впадают в зависимость и могут спокойно изменить свои стереотипы.

Таким образом, не каждый, кто употребляет алкоголь в разумных количествах с той или иной степенью регулярности, становится алкоголиком. Но аддиктивная болезнь развивается именно у проблемных личностей, имеющих зависимую структуру и многочисленные комплексы, которые мешают научиться вести себя в обществе и извлекать из этого радость. Этих людей может спасти лишь упорная психоаналитическая работа. Психоаналитик научит их смело принимать негативные чувства, не застревать в своей зависимости, а уметь "переключаться". Например, молодой человек, страдающий зависимостью от психостимуляторов, после определенного периода психоаналитической работы переключился на построение взаимоотношений с девушкой. Сначала все выглядело так, как будто он переключился с одной зависимости на другую, правда, значительно менее вредную. Но в ходе дальнейшей аналитической работы этот пациент стал менее зависим и от девушки, их отношения перешли в правильное русло, а его самодостаточность проявилась и окрепла.

Итак, постепенно взаимодействуя с аналитиком, человек проходит стадию отделения от матери, которую не смог нормально пройти в детстве, только уже на символическом уровне. Но, как считал великий ученый и мыслитель К.Г Юнг, для психики именно символические переживания являются наиболее важными, поскольку они способствуют ее позитивной трансформации.


Оставить заявку

Эл. почта для связи
Кто из специалистов нужен?
Вопрос или комментарий

Оставить заявку

Эл. почта для связи
Кто из специалистов нужен?
Вопрос или комментарий