Причины школьной неуспеваемости ребенка и восстановительное обучение.

Школьная неуспеваемость является наиболее частой причиной обращения к врачам и психологам. Как правило, в дошкольном возрасте родители либо не замечают проблем, с которыми сталкивается ребенок, либо думают, что он «перерастет», и сложности уйдут сами, и иногда так действительно случается.

Структуры мозга, которые отвечают за формирование и освоение того или иного навыка дозревают, и  ребенок начинает справляться с новыми задачами. Но, как свидетельствует статистика, примерно половина детей, которые поступают в первый класс, имеют те или иные трудности в обучении: это освоение счета, понятия числа, чтения и письма. К этому прибавляются проблемы с поведением, а они в свою очередь связаны с дефицитом внимания и гиперактивностью. Дети, попав в сложную для себя ситуацию, становятся дезориентированными, у них начинает нарастать депрессия, появляется негативное отношение к учебе, возникают проблемы в отношениях с другими учениками, учителями и родителями. Все это в совокупности впоследствии приводит к асоциальному поведению и попаданию в криминальные структуры. По результатам исследований зарубежных психологов более 60% преступников имеют те или иные расстройства или недоразвитие структур головного мозга.

Для того чтобы ребенок был успешен в жизни необходима как можно более ранняя диагностика возникающих трудностей и состояния Высших Психических Функций далее ВПФ. Целью этой диагностики ставится не просто выявление дефекта, и описания трудностей, с которыми сталкивается ребенок (как часто бывает), но и понимание механизма этих трудностей. На мой взгляд, диагноз, который звучит как: «Задержка речевого и психического развития» сам по себе ничего не дает. Он не отвечает на ряд важных вопросов, на которые должен быть получен ответ: почему произошла эта задержка? Какова её природа и механизм? С дисфункцией или недоразвитием, каких зон мозга она связана? При ответе на эти вопросы мы можем понять механизм нарушения, и наметить пути восстановления функции.

Психическая функция – это сложно устроенная системная  структура, и она зависит от взаимодействия и взаимовлияния разных психических уровней.  Так, например, письмо, чтение, счет могут нарушаться по самым разным причинам, и при нарушении одного психического процесса нарушаются и другие. Так, например, при нарушении слуха страдает речь.

Правильное формирование психической функции зависит от своевременного созревания зоны мозга, которая за эту функцию отвечает.  От состояния анализатора ( слухового, зрительного и т.д.),  системного состояния анализаторов, от сформированности психических связей и взаимодействия между системами: слухо-моторной, слухо-зрительной, зрительно-пространственной и т.д. Понятно, что выпадение того или иного звена в этой системе ведет к дисфункции целой системы, и ребенок например не может считать не из-за того, что не может понять счетную операцию, а из-за того, что не может правильно расположить цифры на листе, т.к. нарушена зрительно - пространственная ориентировка.

Нейропсихологическое исследование позволяет понять зону недоразвития или нарушений в головном мозге,  выделить факторы, лежащие в основе  этих нарушений. В самых общих чертах оно проходит следующим образом: исследуется игровая деятельность ребенка, т.к. она является ведущей, на основе наблюдения в процессе совместной игры психолог делает выводы о сформированности  функции внимания, произвольного запоминания и способности к воспроизведению информации, об эмоциональной сфере ребенка, его способности к диалогу с взрослым человеком, развитию коммуникативных функций. О непроизвольной лексике ребенка, его  умению строить фразу,  предложение. Делает предварительные выводы о его двигательной сфере, замечает, если есть признаки моторной неловкости, нарушения движения. Обращает внимание на его активность, способность усваивать правила игры, удерживать правильную последовательность действий, способности организовывать свою деятельность,  развитости волевых процессов,  связи речи с движением.

Помимо игровой деятельности психолог дает специальные пробы, которые исследуют сохранность или нарушения воспроизведения мелодий, произнесения слов, зрительно – моторных координаций, зрительно предметных образов.

В результате исследования выявляются нарушенные звенья психических процессов, и сохранные аспекты психической деятельности, полученные данные анализируются, и разрабатывается индивидуальный план нейропсихологической реабилитации ребенка.

В написании  статьи использована книга Л.С. Цветковой: «Методика нейропсихологической диагностики детей», 1998г.

Автор статьи: Карионова Екатерина Викторовна, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт

Автор статьи: Карионова Екатерина Викторовна, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт

Оставить заявку

Эл. почта для связи
Кто из специалистов нужен?
Вопрос или комментарий

Оставить заявку

Эл. почта для связи
Кто из специалистов нужен?
Вопрос или комментарий